Светлана Ходченкова – Наивная но не беспомощная (2)

- Света, полагаю, после столь удачного дебюта режиссеры рвут вас на части?

Предложений действительно много. Но часто приходится отказываться. Просто есть вещи, с которыми нужно разобраться в первую очередь. Например, нужно досдать “хвосты” по философии и эстетике и получить диплом.

— В былые времена студентам под угрозой отчисления запрещали сниматься в кино.

Ой, да когда это было! Сейчас намного проще. К счастью студентов и к несчастью педагогов. Студенты получают возможность сразу попасть на большой экран. Их могут заметить видные режиссеры. Заработок опять же. Ведь многие приезжают из дальних городов, живут на стипендию в театральном общежитии. Да и практика хорошая. Учеба — это замечательно, но как без практики?

Мне, конечно, повезло. Студентка первого курса попала на главную роль к самому Говорухину! Это, не побоюсь слова, настоящее везение. Честно говоря, до сих пор не верю, что так все сложилось. Я была сильно зажата, боялась всех и вся. Помню, сижу у Говорухина в кабинете, и вдруг заходит Александр Балуев. Ужас! Я из себя “здравствуйте” еле-еле выдавила...

— Что же в Балуеве такого страшного?

Дело не в нем. Я дико боялась той ответственности, которую на меня повесили. Страшно, когда подводишь людей, которые в тебя верят. Но, мне кажется, они все поняли и в дальнейшем мне очень помогали. Александр в том числе.

— Так как же вы получили эту роль?

В училище меня встретила Лидия Сергеевна, ассистент Говорухина по актерам. “Вы Света? Очень приятно. Хотим предложить вам роль в кино...” Кстати, изначально меня не на главную роль смотрели. Пробовали на роль сестры главной героини. Маленькая такая девочка. Когда Станислав Сергеевич увидел меня на пробах, то был в шоке! Ничего себе, говорит, маленькая девочка!

Ну а потом он решил меня попробовать на Веру. Дал сценарий. К своему стыду, я не успела его прочесть. Пришла на студию и честно об этом сказала. Представляете, меня в кабинете ждут режиссер, оператор, художник, гример и костюмер. Все самые главные люди. А я сценарий не прочитала! Так стыдно было... И они меня отправили в соседний кабинет его дочитывать. Лидия Сергеевна все заходила: “Света, ну как? Дочитали?”

— История сразу понравилась?

Мне стало интересно сыграть чужой характер. Я же совершенно другая. Не понимаю, как можно настолько подчиняться мужчине, идти на поводу у обстоятельств...

— Лично вы смогли бы отказаться от ребенка ради любимого мужчины?

Я?! Нет, что вы! Как это можно?! Я против абортов!

— То есть в этом не поддерживаете свою героиню?

Ну не то чтобы... Скажем так: я ее во многом не понимаю. Отправиться на край света за любимым человеком?.. В наше время это настолько тяжело... Какой-то утопией отдает, честное слово.

— То есть вы на это не способны?

Я-то способна. Мужчины не способны.

— Вот спасибо!

Ой, простите. Не хотела обидеть. (Смеется.)

— Шучу. Кто он — настоящий мужчина?

Человек, который способен постоять за себя и человека, которого он любит.

— Света, так неужели таких не осталось?

Почему? Остались, наверное. Просто лично я пока не встречала.

— После просмотра “Благословите женщину” многие замечали, что женщина все-таки бесправное существо. Согласны с этим?

Что женщина бесправна? Нет, не согласна. Это значит, что женщина не имеет права на свою жизнь, на свои желания. Что это безвольная и слабохарактерная личность.

— Женщина может быть влюблена...

Это ж насколько надо потерять голову!

— Вы умеете ее терять?

Не помню... Нет, не умею. Вернее, пока не умею. (Улыбается.) У меня в голове столько проблем, что просто некогда эту голову терять.

— Хорошо, а от чего отталкивались, когда играли Веру?

От мамы. У нее с моей героиней схожий характер. Мама может ни с того ни с сего полюбить и уйти за этим человеком. Мама — всепрощающая, безответная. Мы с ней разговаривали. Я спрашивала, как бы она поступила в той или иной ситуации.

А потом была премьера... Мама мне чуть руку не сломала. Она в нее вцепилась и проплакала всю картину.

— Какой самый ценный совет мама дала по жизни?

Не спеши судить людей. Есть у меня такая проблема. Очень быстро создаю впечатление о человеке, и зачастую оно оказывается неверным. Я очень нетерпима к людям, наверное, и от этого мама пытается меня излечить.

— В картине вы играли как 18-летнюю девушку, так и 45-летнюю женщину. С гримом, видимо, пришлось помучиться?

Дело в том, что сначала мне хотели делать грим пластический. Ну там всякие насадки, нашлепки... Я отказалась. Многие женщины-актрисы отказываются, потому что подобный грим плохо влияет на кожу лица.

К счастью, у нас работала совершенно гениальный гример — Тамара Сергеевна Грибкова. Я-то думала, что у гримеров должны быть большие такие сумки с разными красками, масками... А она работала одним карандашом. Правда, на грим уходило не меньше часа, но он того стоил, поверьте.

— После премьеры фильма стали узнавать на улицах?

Очень редко. Знаете, был смешной момент. У нас в Железнодорожном стали продавать видеокассеты с картиной. Что-то меня толкнуло подойти посмотреть. Я в капюшоне, ненакрашенная, конечно, меня никто не узнает. В шутку спрашиваю у женщины-продавца: “А что это за кино?” Она отвечает: “Это новый фильм. Мне очень понравился! Потрясающе играют актеры”. Я снова спрашиваю: “А что это за девочка в главной роли?” Женщина поясняет: “Это какая-то новая актриса появилась. Ну ничего так играет...”.

— Сейчас снимаетесь?

И опять у Говорухина. Картина называется “Не хлебом единым”. Это по одноименной повести Владимира Дудинцева. Действие происходит в послевоенные времена, 1947—1952 года. О чем фильм? Ну, естественно, любовь, любовь и еще раз любовь! У меня роль учительницы английского. Молодой преподаватель, которая вышла замуж за человека намного ее старше. Мужа играет Виктор Сухоруков. Спустя какое-то время она встречает человека, в которого была влюблена давным-давно. И уходит от мужа... На самом деле, тут в двух словах ничего не расскажешь. Надо смотреть фильм.

— Везет вам с партнерами. Балуев, теперь вот Сухоруков...

Везет — не то слово! Поразительного обаяния человек! Актер, просто фонтанирующий энергией!

— Кроме Говорухина с другими режиссерами уже удалось поработать?

В январе должна выйти картина “Похитители икон”. По-моему, так она называется. Такая современно-историческая картина. Играю девушку, которая живет с родителями в глухой тайге. Староверку. Папу моего сыграл Николай Чиндяйкин. Ему такой грим сделали, сам на себя стал не похож.

Осенью, надеюсь, выйдет сериал “Карусель”, его снимал Вячеслав Никифоров. Роль у меня необычная. Девушка-боксер, младший лейтенант. Перед съемками меня заставили тренироваться у чемпиона мира по тайскому боксу. Самое интересное, что изначально для одной серьезной сцены, длинного поединка на ринге, мне готовили дублера. Но режиссер настолько в меня поверил, что всю сцену я отыграла сама. Правда, без травм не обошлось. Девушке, с которой пришлось “драться”, я нечаянно разбила бровь.

Вот, а сейчас в Питере заканчиваем 12-серийный фильм “Риэлтор”. Режиссер — Александр Хван. Он говорит, что снимает кино в жанре мелодраматического фарса.

— Это как?

С одной стороны, все очень мило и смешно. А с другой... финал у фильма не самый веселый. Я спорила с режиссером, просила изменить финал, но он был непреклонен. Зато у меня очень хорошая роль. Для себя я ее охарактеризовала как современную Ассоль. Девушка, которая ждет принца.

— Современная Ассоль идет по жизни смеясь или есть вещи, которых она боится?

Ну боюсь, что ж скрывать? Боюсь не сдать сессию, не получить диплом, не поступить в театр. Боюсь остаться без друзей, потому что крайне редко в последнее время с ними вижусь.

— Рецепт лекарства против страха знаете?

А разве есть такое? Конечно, можно попробовать поговорить с собой, все разложить по полочкам, объяснить себе, что ничего страшного не происходит и все будет хорошо. Но страх — это такое чувство... Порой просто невозможно успокоиться. Он сидит где-то глубоко внутри тебя, и даже ночью не получается от него избавиться. Все думаешь, думаешь, постоянно себя накручивая.

— Света, а откуда взялось желание стать актрисой?

Не поверите, но никогда об этой профессии не думала. В школе, конечно, когда-то играла Снегурочку. Но это так все было... несерьезно.

После школы пошла учиться в Институт мировой экономики. Хотела заниматься туризмом, рекламой. Потом поступила в институт Натальи Нестеровой на заочное отделение. Тоже бросила. И вдруг что-то щелкнуло: “Хочу быть актрисой!”. Пошла и поступила на курсы при Щукинском училище. Маме, кстати, ничего не сказала. Так в результате из всей группы в училище приняли меня одну!

— Удивились?

Не то слово! Я не просто не верила в себя, я никогда не думала, что так легко можно взять и поступить в театральный институт. Думала, только по блату или за большие деньги. Я не верила в свое счастье до тех пор, пока не получила студенческий билет. Мама не поверила: “Какой театральный? Куда поступила? Какая актриса?” Эмоции бурлили, так скажем... (Улыбается.)

Собственно, мама и сейчас, мне кажется, до конца не верит, что у меня так все хорошо сложилось. Бывает, я ей что-то рассказываю о репетициях, съемках, а мама плачет от счастья. Для нее все это до сих пор словно сказка какая-то.

— Я слышал, вам и фотомоделью довелось поработать.

Очень недолго. Мне говорили, что это не совсем честный бизнес. Но я убедилась в этом сама и тут же ушла. Знаю, многие девочки осознанно идут в этот бизнес, хотят этим заниматься. Мне повезло, я смогла вырваться.

— Света, давайте о хорошем. Ведь Новый год впереди! Чего пожелаете себе в этот замечательный праздник?

Счастья. Терпения к ближнему своему. Любви, понимания и доброты. Сейчас этого очень мало в людях осталось. Особенно в метро в час пик. (Смеется.)