Больша советская мелодрама

На новую картину автора "Места встречи..." и "Великой криминальной революции" была возложена особая миссия. Режиссер и депутат Станислав Говорухин представлял широкомасштабную премьеру в День российского кино . Рекламная кампания напомнила иные картины Никиты Михалкова.

25 кинозалов в Москве будут демонстрировать "Благословите женщину", отпечатано 90 копий, картину посмотрят в 50 регионах. Кроме того, с этого фильма Роскинопрокат начинает серию ежеквартальных премьер картин, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пиар, густо замешенный на патриотическом пафосе и особенностях национальных выборов, вряд ли повредил фильму. Конечно, слоган "За российское кино!", щедро украшавший премьеру, тоже возражений не вызывает, но что скрывается за ним? Перед автором стояла благородная цель: рассказать о женской судьбе (в основу фильма положена повесть И.Грековой "Хозяйка гостиницы") через историю государства, воспеть Женщину на фоне эпохальных катаклизмов и потрясений ее страны - действие начинается в 1935-м, а завершается в 1958 году, вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли. В два десятилетия вместились сталинские репрессии, финская война, Великая Отечественная и послевоенный быт.

"Благословите женщину" - большая картина, которая претендует на статус народного фильма. Но не только. Она также реконструирует Большую советскую мелодраму как жанр. Однако на просмотре не покидало ощущение бесконечного сериала, по ошибке загнанного в кинотеатр. Фильму предпослано посвящение: "Нашим мамам и бабушкам". В нем много плачут. По определению, немало слез должна и вызывать общая судьбинушка русских женщин-страдалиц, безропотно переносящих все невзгоды, на примере одной Веры (Светлана Ходченкова). Героине не исполнилось и 18, когда она встретила бравого капитана Ларичева (Александр Балуев).

Муж увез ясноглазую Веру из родного южного городка у моря, не вняв мольбам ее матери (отличная роль Ирины Купченко), оставшейся с младшими сыном и дочкой. Примечательна и целомудренна судьбоносная встреча на морском берегу: под лирическую музыку Евгения Доги героиня идет в мокрой сорочке, плотно облегающей соблазнительные формы, и вдруг встречает орденоносного незнакомца. И в ту минуту жизнь Веры меняется бесповоротно. Именно такие встречи-взгляды мы наблюдали в самом известном советском сериале "Вечный зов" Ускова и Краснопольского. "Сладкая" жизнь героини закончилась после визита в Москву, куда повез ее муж-военный перед очередным своим назначением. После уже была суровая проза гарнизонных будней, и каждый раз все с нуля, потому как жизнь кочевая у капитана Ларичева. Уроки домостроя от него молодая жена усвоила быстро: хочешь плакать - плачь, но когда муж вернулся, ты должна быть умыта, свежа, весела и встречать с обедом. Хоть из топора его приготовь.

Дебютантка Светлана Ходченкова, которой так гордятся в группе Говорухина, студентка Щукинского училища, вполне органична и составляет убедительный дуэт с А.Балуевым. Есть в ней что-то от ранней Дорониной: славянская распевность интонаций (та самая, какую многие не приемлют, находя ее фальшивой) и тихое смирение при негласном обещании все выдюжить. Образцовая жена, муж для нее и царь, и Бог. Он, при каждом переезде выгружая ее с вещами у очередного необустроенного жилья, коротко бросает: "Я - в штаб" - и исчезает.

Он не позволяет ей родить ребенка (у него служба!) и лишает приемных детей, которых ее материнский инстинкт уже сделал своими. Она все прощает своему Шунечке, потому что любит. По сути, Говорухин в жене полковника Ларичева материализовал давнюю мечту консерваторов, не чуждых идеи дискриминации по половому признаку. И хотя фильм снят для женщин, сексизма в нем хватает. Сам Говорухин снялся в роли мудрого честного комдива, "прочистившего" мозги Ларичеву перед войной ("из пяти маршалов осталось двое, из пяти командармов ни одного!"), а затем пустившего себе пулю в лоб. Спевки "Если завтра война" закончены. 22 июня 1941 года по дороге в Брест герои попадают под бомбежку.

Сцена налета на поезд, единственная батальная сцена в фильме, стала наилучшей. Возможно, потому что на знакомом материале (у нас многолетняя традиция военных драм) легче сохранить правдивую интонацию. Потому что и героизм, и отвага, и верность воинскому долгу не были тогда ни пустым звуком, ни атавизмом. Опять же режиссер подчеркивает, что мужчины заняты делом - они воюют. А в тылу их обязаны ждать. Но вот война закончилась, и тут происходит неожиданный кульбит. 50-е годы в "Благословите" неудержимо напоминают продукцию тех лет, и старомодность картины становится вызывающей. Уже нет дуэта героини с мужем, потому что отдавший 26 лет армии полковник Ларичев, демобилизованный после войны, умирает в 1954-м. Фактически этот человек перестает жить еще раньше, так как, хоть после плена он и прошел проверку в органах, и был "от подозрений очищен", в действующую армию его снова не допустили. Уже при смерти, он впервые, кажется, выдавливает верной жене слово "люблю".

После похорон мужа героиню к жизни возвращает работа в местной гостинице и неожиданная гостья в крымском доме с видом на море. Отдельный фильм в фильме начинается с появлением Инны Чуриковой в роли знаменитой комической актрисы Куниной. Характер - гротеск, роль на грани фарса. Комический эффект усиливается благодаря вставному эпизоду стилизованного фильма с примой, где партнером Чуриковой - Куниной выступил Максим Галкин. Игра Инны Чуриковой заставляет вспомнить незабвенную Фаину Раневскую. Чего стоит визит народной артистки в больницу, где лежит мать Веры. "Ничего-ничего, - бодро обращается она к лежащим в палате, - целину подняли, вас поднимем, Енисей перекроем!" Очевидно, что поселившаяся в доме Веры с матерью Кунина - еще одно свидетельство неисчерпаемой доброты и гостеприимства простых славянок.

К финалу режиссер вознаградит свою героиню за все перенесенные мытарства и трагедии. Он пошлет ей моложавого инженера-кораблестроителя (весьма предсказуемая роль Александра Михайлова), которого она встретит уже будучи директором гостиницы, в которой начинала дежурным администратором всего три-четыре года назад. Инженер цитирует Толстого и Франклина, помогает с трудоустройством приемной дочери Веры и, наконец, переезжает в дом-усадьбу с видом на море, наплевав на свои 150 квадратных метров в Москве (там дети и внуки). Вся линия с новой любовью героини почти театрально условна, а диалоги трафаретны и напоминают советские фильмы 50-х годов.

Сорокалетняя уже Вера с чувством той, 18-летней, говорит Куниной - Чуриковой: "Мы любим друг друга!" Вот эта инфантильность героини мешает адекватно ее воспринимать в отсутствие героя Балуева. Когда-то юная Верочка так говорила матери: "Я люблю Александра Ивановича, а он меня, и мы теперь всегда будем вместе". Где же развитие того характера, который был вырван из тепличных условий материнского дома и не мог не претерпеть эволюции за прошедшие годы? Возможно, идеальная женщина и должна быть такой - верность буквально до гробовой доски, а новая любовь придет к ней как награда. Возможно, Станиславу Говорухину хочется верить в эту теорию. В одном из интервью он сказал, что делает антикино, или, если угодно, альтернативу современному кинематографу. Что же, аудиторию картины в основном составят наверняка пенсионеры, а заботиться нужно о зрителе всяком. Тот, что ходит на "Лару Крофт", у нас заботой обделен не бывает. Как и во всем остальном мире, впрочем.

На правах рекламы:

предаттестационная подготовка по промышленной безопасности