Вслед за Ходченковой по разведенному мосту

Журнал «Телепрограмма» побывал на съемках комедии, режиссер которой хочет напомнить зрителям о советской классике и призывает думать сердцем. В очереди за супом стоят дворники в кислотных жилетках и офицеры полиции. Это в центре Москвы кинокомпании «Централ Партнершип» и Yellow, Black and White снимают комедию Клима Шипенко с незаурядным названием «Любит — не любит».

— Кто крайний? — подходит завмассовкой с рацией на боку — как с кобурой. Он тоже проголодался.

— За нами, — отзывается лейтенант. Забирает хлеб и отчаливает к лавочке.

А в городе — лето! Толпы богемной публики, разбавленные романтиками-студентами, циркулируют в районе Камергерского переулка, кочуя из одного ресторана в другой. Дамы — нарядные, оголенные, цветущие. Кавалеры рядом с ними — сплошь солидные, горделивые, с борсетками наперевес. Но и те и другие застывают, открыв рты и забыв о пафосе, как только видят — кино! Вагончики с техникой и актерскими гримерками, камеры, провода на брусчатке, палатка с режиссерским пультом.

— Это что, Ходченкова, что ли?

— Смотри!

— Да где ты увидела?

— Вон, — отбросив этикет, прохожий считает своим долгом ткнуть пальцем в сторону актрисы.

И немудрено: где еще увидишь средь бела дня Светлану Ходченкову, повторяющую текст на лавочке в центре Москвы? А вот и Максим Матвеев, элегантный, в джинсовом костюме и стильных очках с синими стеклами. От Ставрогина из «Бесов» остался разве что демонический шарм, здесь он — успешный предприниматель Алексей, вокруг которого и будут происходить главные события фильма.

— Он очень уверенный в себе молодой человек с устоявшимися взглядами на отношения с женщинами, — поясняет Максим. — На первом месте для него — карьера. Но вдруг он попадает в несвойственную для него ситуацию — влюбляется и начинает гнуться. Этим он мне и показался интересен: человек со стержнем в один момент меняется и начинает совершать глупые поступки. Виной всему — любовь.

Любовь Алексея, героя Матвеева, сидит неподалеку. Светлане Ходченковой выпала роль взбалмошной и авантюрной журналистки Ирины. Именно она вторгается в жизнь Алексея — парень вот-вот должен сделать предложение возлюбленной Алене (Любовь Новикова). Встреча с Ириной переворачивает всю его жизнь, внося в нее сумбур и хаос. После нее карьерист начинает понимать, что жить можно не только по лекалам и должностным инструкциям. Алексей рвет душу, размышляя над выбором между двумя девушками.

— Ирина — журналистка, причем не трудоголик, а «свободный художник», — описывает своего персонажа Ходченкова. — Ей нравится работа, но она делает ее в расслабленном режиме. У нее есть талант, и поэтому не нужно сильно напрягаться, все дается ей легко. Живет так, как хочет, и не ограничивает себя ничем. И в какой-то момент влюбляется. С одной стороны, ей не хочется лезть в чужие отношения, с другой — поставить на этом крест она не может. Вот такая дилемма...

Близ Камергерского снимают как раз первую встречу Ирины и Алексея. Вместе с уличными музыкантами девушка «аскает». Тем, кто никогда в юности не играл на гитаре в переходе, поясним: есть люди, которые поют, есть которые играют, а есть которые спрашивают за это деньги у прохожих. Это называется «аскать». Так вот смелая Ирина поспорила с музыкантами, что насобирает за одну «смену» больше денег, чем парни наиграли за неделю.

— Помоги талантливым музыкантам.

— У меня наличных нет.

— Они принимают кредитные карточки, ювелирные изделия, часы тоже сойдут.

— (Достает кошелек.) Только пять тысяч. Одной купюрой.

— Мы не откажемся.

— За пять тысяч я могу пойти на концерт U2.

— Можешь, я тоже могу, мы даже вместе можем пойти. И будем стоять в километре от сцены с телескопом. А здесь у тебя эксклюзив, они тебе даже распишутся на рубашке. Через десять лет продашь за миллион. Послушай их! Они талантливые. Или давай я тебе прочитаю мои стихи, если тебе понравится, ты дашь им пять тысяч?

— Я к стихам как-то равнодушен. Не мой вид спорта.

— Нет так нет...

Кстати, сюжет этой сцены почти документальный. По словам сценариста и режиссера картины Клима Шипенко, уличная поэтесса — из жизни:

— От сестры моей подруги я узнал историю жизни одной девушки, поэтессы. Мне дали почитать ее стихи. Так родилась героиня Светланы Ходченковой. Герой Матвеева в какой-то степени мое альтер эго. Другие жизненные ситуации и встреченные мной архетипы людей тоже легли в основу сценария. Это не рождается с помощью удара молнии. Это все жизнь, которая окружает нас! Любовный треугольник, противоречия, сомнения и размышления.

На улице начинает темнеть, и это именно то, что нужно режиссеру. На водосточную трубу забираются осветители и крепят дополнительные источники света. Мягкое вечернее освещение — идеальная декорация для встречи, которая, очевидно, станет лишь началом отношений. Дуэль взглядов и молниеносный обмен репликами порой значат гораздо больше, чем любое подготовленное свидание.

— Если стихи не понравятся, я сразу скажу. Врать не умею, — соглашается выслушать девушку Алексей.

— Тот был счастливый переход от многомесячного сплина до непредвиденных забот.

Дурил декабрь. Кончался год. Хватало утром аспирина, вина к полудню, водки в ночь, заметок в номер. В промежутках по семьям и романам прочь мы разбредались. Не до шуток бывало нам и там и тут. По семьям сдержанно молчали, влюбленные порой кричали...

— Это все?

— А ты думал, я «Евгения Онегина» целиком прочту?

— Нет, я просто спросил.

— То есть на пять тысяч не тянет?

— Я не знаю, почем сейчас стихи.

— Ладно, пока.

Снимать будут не только в Москве. Какая любовь без Парижа? Несколько дней съемочная группа проведет в столице Франции, где герои посетят знаковые для влюбленных парочек места. Заедет киногруппа и в один из московских монастырей, где по сюжету служит бабушка главного героя. А еще Шипенко вкрутил в фабулу картины массу кинореминисценций — для тех, кто ценит советское кино.

— У нас будет эпизод, когда главный герой забегает вверх по разведенному мосту в Питере, — говорит Шипенко. — Помните «Невероятные приключения итальянцев в России»? Вообще таких моментов будет немало. Хочется создать добрую комедию с хорошим, а не вульгарным юмором. Как были в СССР. Одна из моих любимых комедий «Осенний марафон» — это ведь не чистая комедия! Она печальная. В какие-то моменты дико смешно, а в какие-то бывает дико грустно. И у нас будут эпизоды, над которыми можно и поразмышлять, и посмеяться. Так что можете называть нашу картину «Летним марафоном». (Смеется.)

Максим Матвеев и вовсе считает «Любит — не любит» без пяти минут драмой:

— При всей кажущейся легкости для меня это драматическая работа. Здесь заложена определенная мораль. О человеческом выборе: между душой и холодным разумом. Сложно советовать что-то тем, кто узнает в моем герое себя. Выбор непростой. (Смеется.) Прежде всего думаю, что надо быть честным с самим собой и не забывать о чувствах.

Вокруг пятачка с музыкантами собирается все больше народу. Вот уже и обтянутые кожей и обвешанные меховыми хвостами байкеры подтянулись. Шипенко шлифует и шлифует каждую сценку. План за планом, город погружается в ночь.

— Одна из главных мыслей, которую мне хочется донести: не надо игнорировать внутренний голос! — жестикулируя, объясняет неугомонный режиссер во время перестановки камер. — Решения стоит принимать душой. Многие люди сейчас живут компромиссами. А именно так мы теряем возможность обрести счастье. Надо жить, как велит сердце, а не как ждут этого от тебя.

Отснято уже около половины материала, а это значит, что картина появится на больших экранах в следующем году.