«Мата Хари»: красиво, но скучно

Когда на Первом канале замелькали рекламные ролики «Маты Хари», то первым делом в них гордо прозвучала фраза: сериал купили 30 стран мира. И лишь потом перечислялись громкие имена зарубежных и отечественных звезд. А еще раньше этот проект про знаменитую танцовщицу и шпионку назвали самым дорогим в истории сериального производства России. Премьера состоялась. И очень захотелось взглянуть на список тех самых стран, клюнувших на эту красивую, но вялотекущую мелодраму.

Говорить об исторической достоверности увиденного на телеэкране бессмысленно. И сама Мата Хари умело мистифицировала свою жизнь, и уж тем более посвященные ей книги и фильмы. То, что она была безумно модной танцовщицей, — факт, подтверждаемый сохранившимися афишами, старыми газетами и воспоминаниями современников. Но в отношении ее работы на разведку двух государств серьезные исследователи высказывают большие сомнения. То есть агентом-то она являлась, да только проку от ее шпионской деятельности было немного, а смертный приговор стал, скорее, следствием несчастливого стечения обстоятельств.

Основная задача, которую ставили перед собой авторы сериала, очевидна: представить главную героиню не хитрой авантюристкой и безбашенной куртизанкой, а невинной жертвой. На протяжении всех эпизодов на бедняжку сыплются удары судьбы — ее обманывают мужчины, у нее отнимают ребенка, ее лишают права любить, против нее работают сильные мира сего. Ее страдания бесконечны и многообразны, как у рабыни Изауры. Но от рядовой мыльной оперы «Мату Хари» отличает некая претензия на эпический размах и качество картинки. Еще бы! По некоторым данным, бюджет проекта составил около 12 млн долларов. То есть — по ляму за серию. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать.

Рассуждения о том, что наше многосерийное кино значительно уступает американскому именно в силу несопоставимости размеров привлекаемых к его созданию средств, стали общим местом. И действительно, эпизод «Игры престолов» обходится в 10 млн долларов. А у нас? Стоимость одной серии проектов, снимаемых по заказу ведущих федеральных каналов, в среднем составляет 250 тысяч долларов. Исторические постановки с большим количеством действующих лиц, масштабными декорациями, батальными сценами и уникальными костюмами — немного дороже. Случаи же, когда бюджет переваливал за полмиллиона, вообще единичны. Известно, например, что одна серия «Великой» про Екатерину II (Первый канал) стоила 750 тысяч долларов, рекордную на тот момент сумму. Для сравнения: у «Кухни» (СТС), снимаемой в тот же год, — 200 тысяч долларов.

Но вообще, что касается денег, перечислять конкретные названия сложно: в отличие от американских продюсеров, наши в большинстве случаев держат цифры в тайне. Причина банальна. В сериальном производстве, как и в любом другом, откатов пока никто не отменял. Зачем же подставлять себя, называя гигантские суммы и предлагая зрителям продукт, сделанный явно за копейку и на коленке?

С какими мерками подходить к фильму «Мата Хари»? Проект-то международный. Из трех режиссеров двое — иностранцы. Чуть ли не половина актерского состава тоже. То есть надо оценивать его по зарубежным стандартам? Нет, ведь и продюсеры наши, и студия, и продаем его мы. Стало быть, и сериал наш. Стоит ли он тех денег, которые были в него вложены? Трудно сказать. То есть, на что они пошли, абсолютно понятно. В кинопроизводстве средства порой уходят на такие статьи расходов, о которых зрители и не догадываются. Например, в той же «Великой» аренда исторических интерьеров, где в значительной мере и разворачивалось действие, обходилась в 7 тысяч долларов за смену. Съемки длились восемь месяцев, вот и считайте. А создатели «Кухни», где уж, казалось бы, ни дворцов в кадре, ни мундиров с золотыми позументами, только за право прокрутить в саундтреке песню Бейонсе заплатили более 33 тысяч долларов.

В «Мате Хари» все более-менее очевидно. Помимо того что скрупулезное воссоздание обстановки и атмосферы столетней давности наверняка стоило недешево, так можно только догадываться, в какую копеечку влетели съемки в не самой дешевой стране Португалии! А актеры? Ведь 30—40% бюджета обычно уходит именно на их гонорары. И чем более звездный состав занят, тем этот процент выше. Так, «первачи» у нас могут стоить по 500—600 тысяч рублей за 12-часовую смену, а иногда и больше. Правда, таких немного. Просто популярные артисты вправе рассчитывать на 100 тысяч рублей и выше. Здесь же такие модные имена в титрах: Матвеев, Исакова, Раппопорт, Гуськов, Ходченкова!

А иностранцы? У них вообще совершенно другое представление о том, сколько должен зарабатывать нормальный актер. Да, Рутгер Хауэр, Кристофер Ламберт и гражданин РФ Жерар Депардье, принимающие участие в проекте, сейчас не на пике своего успеха, но вряд ли они согласились сыграть в небольших ролях на условиях благотворительности. Вопрос, насколько они украсили собой сериал, затрагивать не будем. Вероятно, их участие было необходимо в первую очередь для того, чтобы вызвать интерес у зарубежных дистрибьюторов. Ведь, как это ни грустно, «горца» Ламберта на Западе знают все, а о большинстве наших звезд никто и не слышал, зритель на них не придет.

Но что же художественный результат? Как уже было сказано, авторы во что бы то ни стало стремились заставить аудиторию сочувствовать женщине с тяжелой судьбой. И, вероятно, добились своего. Вот только бесконечные ее страдания затормаживают действие, понижают градус интриги, гасят дух авантюризма. А попытки поднять его с помощью побочных сюжетных линий и героев утяжеляют драматургию. Отсюда и итог: красиво, но скучно.