«Василиса»: наш ответ Жанне Д’Арк

Совсем недавно отныне всеми нелюбимый Андрей Макаревич опубликовал на своей странице в Facebook пост о том, что российское телевидение пичкает население нашей страны злобой, агрессией и жестокостью: на каждом канале чередуются фильмы о войне, а в любом ток-шоу только ругань и крик.

По всей видимости, опасения музыканта можно перенести с экрана телевизора и на отечественное кино. Фильм «Василиса» с недвусмысленным слоганом «Моя любовь. Моя война. Мое отечество» успешно становится в череду фильмов, снятых при финансовой поддержке государства для того, чтобы культивировать у зрителей любовь к своей стране («Сталинград», «Легенда № 17», «Поддубный» и т. д.) Теперь создатели ленты перенесли зрителя по волнам отечественной истории еще дальше — перед нами война с армией Наполеона, французы уже вошли на территорию нашей страны, мирному времени пришел конец.

На фоне этого мы можем наблюдать историю страстной любви простой крестьянской девушки Василисы (которая по счастливой случайности владеет французским языком да и вообще непозволительно сообразительна) и красавца-дворянина Ивана. Какое может быть будущее у этого романа? Правильно, он должен закончиться горькими слезами девушки и венчанием знатного кавалера с не менее знатной особой. Но война вносит свои коррективы, и молодой человек отправляется участвовать в сражении с армией Наполеона. Крестьянка Василиса же оказывается во французской оккупации, умудряясь не только сбежать из нее, но и организовать настоящий партизанский отряд, который стал наводить страх и ужас на вражеских солдат.

Фильм «Василиса» с недвусмысленным слоганом «Моя любовь. Моя война. Мое отечество» успешно становится в череду фильмов, снятых при финансовой поддержке государства для того, чтобы культивировать у зрителей любовь к своей стране.

Бесподобная игра великолепной Светланы Ходченковой заставляет нас поверить в то, что происходящее на экране существовало в действительности. И правда, в советское время легенда о старостихе Василисе Кожиной, которая сражалась с супостатами, охраняя родную землю от французских захватчиков, была достаточно популярна, но и тогда, и сейчас никакого документального подтверждения этим рассказам не было найдено.

Несомненно, такой миф мог появиться тогда хотя бы из одного желания руководства страны подчеркнуть героизм простого крестьянского населения. В фильме же задача авторов видится гораздо более прозаичной — создать образ отечественной Жанны д’Арк, а заодно и пробудить в зрителях искреннюю любовь к своей стране, зная, что за Родину и умереть не страшно.

Если по своим масштабам они (баталии) значительно уступают многим современным голливудским картинам, то по степени натуралистичности, пожалуй, превосходят подавляющее большинство картин о войне когда-либо снятых у нас в стране.

В этом контексте совершенно не важно, что в боях Василиса сражается с гораздо большей техничностью, чем ее возлюбленный Иван (который на протяжении всей ленты выглядит гораздо более женственным, чем его возлюбленная). Мы можем поверить, что такое мастерство у крестьянской женщины появилось совершенно спонтанно. Кстати, если говорить о баталиях, показанных на экране, то тут слова Макаревича вспомнились совершенно неслучайно: если по своим масштабам они значительно уступают многим современным голливудским картинам, то по степени натуралистичности, пожалуй, превосходят подавляющее большинство картин о войне когда-либо снятых у нас в стране.

Может появиться ощущение, что вместе с любовью к отечеству режиссер (ранее известный, как создатель сериала о Каменской) хотел привить нам лютое желание помочь нашим и ринуться на передовую, махая шашкой.

Но стоит ли для этого «вбухивать» 7 000 000 американских банкнот в откровенно слабый фильм о безудержно сильной женщине? Вряд ли.

Конечно же, хочется отметить, что патриотизм — это хорошо, отечественная культура и искусство (в том числе и в своих самых массовых проявлениях) должна затрагивать эту тему... Но когда строчка «Люби свою Родину и будь готов умереть за нее!» не просто виднеется невооруженным взглядом, а является основополагающей деталью картины, идя бок о бок с откровенно слабым сюжетом, созданным исключительно для того, чтобы эту самую строку можно было таким образом визуализировать, становится немного грустно.

Да, мы живем сейчас не в самое простое время, постоянно слышны разговоры об угрозе новой мировой войны (да что там, активные вооруженные действия вот уже более полугода происходят совсем под боком у нашей страны) и, может быть, любовь к России должна вознестись у населения до уровня настоящего культа, мировоззрения и смысла жизни... Но стоит ли для этого «вбухивать» 7 000 000 американских банкнот в откровенно слабый фильм о безудержно сильной женщине? Вряд ли.