Большая телепремьера: «Довлатов» на Первом

Нашумевшая лента «Довлатов» Алексея Германа-младшего вышла в российский прокат только на четыре дня. Таково решение продюсеров: «выходные с Довлатовым» – кто успел, тот увидел. Но в эту субботу увидеть байопик можно будет в эфире Первого канала.

Фильм «Довлатов» – это четыре дня из жизни писателя и его окружения в Ленинграде начала 1970-х. В центре внимания – литературная жизнь города на Неве, творческие посиделки с алкоголем, музыкой и чтением стихов, встречи с друзьями и поиски куклы, которую очень просит дочка, но которую совершенно невозможно достать…

Писателя Сергея Довлатова, как и его друзей, не публикуют, их не принимают в Союз писателей. Время, когда литературные вопросы решают уролог и французский коньяк, когда творчество великих поэтов и писателей сдают в макулатуру, когда чтение «Лолиты» Набокова приравнивается к шпионажу. Время, когда ты не можешь купить дочери куклу – ее просто нигде не достать. Время накануне эмиграции друга Довлатова – будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Фильм представляет круговорот из парадоксальных и смешных ситуации? из жизни великого русского писателя, обаятельного и ироничного, ранимого и смелого Сергея Довлатова. Столкновение с криминалом, светская и литературная жизнь Ленинграда, киностудия «Ленфильм», музыка, чтение стихов, ремесло журналиста... В череде жизненных коллизии?, иногда смешных, а иногда пронзительных, зритель открывает жизнь тонкого, ироничного человека, который выбирает свои? творческий путь, чтобы позже превратиться в одного из самых популярных русских прозаиков XX века.

Андрей Савельев, продюсер:

«Это не кино про то, какой был плохой или хороший советский строй. Это кино про драму человека, который не может реализовать свой талант в предлагаемых обстоятельствах, и от этого он постепенно чувствует, что гибнет».

Идея снять фильм о Сергее Довлатове родилась у Алексея Германа-младшего довольно давно, работа над сценарием началась весной 2015 года, а съемки стартовали год спустя. Прежде чем приступить к работе над картиной, создатели заказали всероссийский опрос общественного мнения: нужен ли фильм про Довлатова. 28,6 % респондентов ответили «да». Но на этом команда Германа не остановилась и провела собственный опрос на улицах Санкт-Петербурга.

Результаты превзошли все ожидания: абсолютное большинство опрошенных, причем люди молодые – студенты и даже школьники, не просто отвечали «да», но признавались в горячей любви к писателю. Особенно запомнился кинематографистам бармен, который завел их в подсобку и с гордостью показал оголенную ногу, где красовался вытатуированный Довлатов.

Алексей Герман-младший:

«В России, к сожалению, мало снимают кино про писателей, а мне кажется, Довлатов – та личность, о которой говорить: а) нужно и б) интересно. Довлатов был обаятельно умен. И он не был таким уж простым писателем, как кажется. У его прозы есть главное свойство, присущее мощной литературе, – о ней продолжаешь все время думать. Сегодня Довлатов – это культ, это суперзвезда литературы».

Сергей Довлатов и Иосиф Бродский – единственные персонажи картины, которые имеют реальные прототипы. Все остальные – собирательные образы. И если Бродского уже во второй раз в своей карьере сыграл Артур Бесчастный («Таинственная страсть»), то поиски актера на роль Довлатова были долгими и мучительными.

Роль Сергея Довлатова исполнил сербский актер Милан Марич, который до работы над проектом не знал русский язык и не был знаком с творчеством писателя

Довлатов у каждого вызывает определенные, довольно стойкие ассоциации. Передать его харизму, создать цельный образ на экране, но при этом не разочаровать поклонников было очень сложной задачей. Съемочная группа не хотела утверждать на главную роль узнаваемого актера. Кастинг длился девять месяцев, а география не ограничивалась Россией. Наконец выбрали сербского актера Милана Марича. Для него это первое появление на российских экранах. До утверждения на роль актер не говорил по-русски. На пробах, которые продолжались около 10 часов, ему подыгрывали русские актеры, а сам он говорил по-сербски. В итоговой версии фильма главного героя переозвучили, хотя сербский актер проделал колоссальную работу: не только выучил язык, но и набрал 15 кг и с головой погрузился в биографию и творчество писателя, с которым до работы над фильмом не был знаком.

В фильме снялись и другие российские звезды первой величины: Светлана Ходченкова, Данила Козловский, Елена Лядова, Антон Шагин.

Ленинград 1971 года на экране воспроизведен с удивительной для кино точностью. Речь идет не просто о подборе и создании интерьеров и реквизита, которые соответствовали бы эпохе. Художник-постановщик Елена Окопная старалась вообще не создавать специально для проекта новые предметы, которые бы имитировали старые. Все бытовые вещи, от детских колясок и газовых плит до значков и мебели, – это предметы из конца 60-х – начала 70-х годов. Команда фильма решила не полагаться исключительно на киностудию «Ленфильм», а занималась активным поиском на барахолках Петербурга и Финляндии, Милана и Лондона. За помощью обратились и к жителям города: петербуржцы приносили из собственных коллекций одежду, фотографии, мебель.