«Мама навсегда»: ассоциации со «Злом» и шикарная ХодченковаСовременный российский синематограф весь на парадоксах. Масса замечательных актеров, целая плеяда прекрасных режиссеров, а достойные фильмы почти не появляются. А если и появляются, то до широкого зрителя не доходят. То есть хорошее российское кино — блюдо для узкого круга киногурманов. Оно существует и... слава богу. А ты, массовый зритель, смотри очередные «Елки». «Мама навсегда», 2018, режиссеры Евгений Никитин, Александр Королев, Кирилл Плетнёв, в ролях: Хельга Филиппова, Наталья Хохлова, Юрий Анпилогов, Оксана Голубева, Михаил Горевой, Светлана Ходченкова, Ольга Сирина, Ольга Лапшина, Егор Подгородинский. Это альманах с тремя историями. Жанр всегда был популярным, но в последнее время переживает настоящий ренессанс. Достаточно вспомнить две ленты Анны Меликян «Про любовь» и «Про любовь. Для взрослых». Первая новелла называется «Стрела» и повествует о школьном конфликте, в котором наглый толстый старшеклассник вызывает на бой новенькую. А та неожиданно соглашается. Еще бы, она же КМС по боксу! Снято бодро, по-молодежному. Школьники играют хорошо, особенно вот этот толстый. Немного смутило, что новелла слизана со шведского фильма «Зло» 2003 года. Ну не один в один, конечно, а общая сюжетная линия. О том, что в школу принимают парня (девушку в «Стреле»), который прославился многочисленными драками, но это учебное заведение для него — последний шанс получить аттестат. Потому что из других школ уже вышибли. И начинается испытание характера. Издеваются, а сдачи не дашь. Плюют в лицо, бьют, обливают водой и оставляют на ночь на улице, а отвечать не смей. Потому что ты под наблюдением. Ну и на сколько тебя хватит? Когда ты плюнешь на аттестат и решишь дать бой? В отечественной новелле тоже много сомнений и вопросов. Но момент принятия решения все равно наступает. — Лучше сдохнуть, чем по земле битой ходить! — говорит героиня. И идет вершить правосудие. Девка бьет парня — вполне в духе времени. Слизали и то, что главные разборки проходили не в стенах школы, а на уличной спортплощадке при большом скоплении других учеников, жаждущих чужой крови. Шведская драма была номинирована на «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке». Статуэтку не получила, но фильм очень сильный. Какой-то духоподъемный. Такой пересмотреть хочется, что я и делал уже несколько раз. «Стрелу», кстати, тоже можно довести до полноформатного и самостоятельного кино. Многие хорошие фильмы так и появились. То есть выросли из короткометражек. При чем тут мама? Ну вот посмотрите и узнаете. Очень трогательна вторая новелла «Забытое». Авторы сценария — Александр Королев и папка его Гарик Сукачев. Авторство, как я понимаю, условное. Поскольку если вы забьете в поисковике «Притча о жене, разводе и муже, который носил ее на руках», то вывалится несколько страниц с примерно одной и той же историей. Где-то будет фигурировать Джейн, где-то вообще не будет никаких имен. Смысл такой: однажды в семье случилось несчастье, муж пришел домой и сказал, что хочет развестись, потому что у него молодая любовница. А жена и говорит: дам тебе развод, но при условии, что сколько-то времени (в разных вариантах по-разному — от двух недель до месяца) ты будешь носить меня по дому на руках (или выносить из спальни). Муж соглашается, а дальше — как в сказке. Носит он ее и все больше вспоминает, как ему было с ней хорошо. И сын (дочь) радуется: папа маму на руках носит! В какой-то момент муж говорит полюбовнице, что рвет с ней отношения и получает пощечину. Правда, окончательное возвращение в семью получается трагическим. Выясняется, что жена неизлечимо больна. Вскоре она умирает, но остаются те светлые чувства, которые она вернула мужу и ребенку. Семья сохранена. Явно женщина сочиняла. Так что насчет того, что сюжет основан на реальных событиях... Ну пусть будет так. А потом, наверное, Гарик предложил: а пусть они еще и глухими будут. Критики оценят. Не, нормально все рассчитали. И получилось очень даже мило. Хотя некоторые подробности, возможно, были излишни. Ну вот, например, вы носили женщину на руках? Ну не пронесешь ты ее через полгорода, какой бы легкой ни была! Я пробовал... Добавлю, что в новелле звучит замечательная композиция. Это австрийский дуэт «Saint Privat» постарался. У них, кажется, только два альбома и вышло в середине нулевых. Но очень романтичных. Последняя новелла «Мама» с участием Ходченковой еще раз подтвердила, что актриса Светлана превосходная. И играть что было. Бывшая наркоманка, которая когда-то отказалась от дочери, официально числится ее старшей сестрой, но страшно хочет рассказать правду. Пришла к дочке на день рождения и никак не может найти момента, чтобы поговорить. Зато успевает повздорить с родителями, когда, собственно, зрителю некоторые семейные тайны и поверяют. А тут и у дочки ухажер из наркоманов, налаживает косяк, за этим занятием его застает Ходченкова. А потом еще и папа выходит. Чтоб отобрать косяк и всех разогнать. В общем, эмоциональное кино. Все три новеллы — о том, что мать в любых обстоятельствах остается матерью и в первую очередь думает, как оградить свое чадо от несчастий. Ей даже стараться не надо, она так запрограммирована. Очумевшая директриса школы, умирающая нелюбимая жена, мать-наркоманка — в каждой из них в час «Х» будто включается некий алгоритм, направленный на разрешение ситуации, поиск выхода из кризиса. ... А все-таки самый смешной момент в ленте, это когда в третьей новелле папу пробивает на «хи-хи». Мама навсегда, в том нет сомнений. Но папа тоже может. Кстати, было бы неплохо тем же молодым режиссерам выпустить альманах про отцов. Что-нибудь вроде «Папа иногда».
|