«Куприн» на Первом: почти полное собрание сочинений2 июня на Первом канале состоится премьера многосерийного фильма «Куприн». Создатели этого масштабного и амбициозного проекта решили объединить в одном сериале едва ли не все известные произведения классика. В фильме использованы сюжеты из разных повестей и рассказов писателя, и в результате этого должна получиться не экранизация отдельных текстов, а художественная панорама всего творчества Александра Ивановича Куприна. Сериал состоит из трех частей, снятых разными режиссерами: «Яма» (Влад Фурман, пять серий), «Впотьмах» (Андрей Эшпай, четыре серии) и «Поединок» (Андрей Малюков, четыре серии). В сюжетную ткань каждой повести сценаристами вплетены известные рассказы Куприна. О съемках фильма, достоинствах писателя и замене «ментов» литературной классикой на телевидении «Вечерней Москве» рассказал режиссер «Поединка» Андрей Малюков, автор известных картин «Я — русский солдат», «Империя под ударом» и «Мы из будущего». — Задачи «перемешать» все произведения Куприна в одном сериале у нас не было, — говорит Андрей Игоревич. — Сценаристы сами решили объединить разные тексты в пределах одного сценария, и на мой взгляд, у них это получилось достойно. Когда я соглашался участвовать в этом проекте, я в первую очередь оценивал литературную основу — киносценарий, который написал талантливый автор Николай Лырчиков. Андрей Малюков говорит, что «Поединок» — самое популярное в плане экранизаций произведение Куприна. Еще в 1910 году Андре Мэтр снял немое кино по этой повести (тогда как первый русский игровой фильм «Стенька Разин» вышел всего двумя годами ранее, в 1908-м). В 1957 году снят «Поединок» выдающегося режиссера Владимира Петрова, а в 1982 году вышел фильм «Шурочка» Иосифа Хейфица по мотивам повести классика. — Я давно хотел экранизировать Куприна, мне было интересно встать в этот ряд, — рассказывает Андрей Малюков. — На фоне сегодняшнего «киноварева» обратиться к классику, да еще к такому — это очень здорово. Вся съемочная группа работала с большим удовольствием и вдохновением. Мы поехали в Елец — помните, в конце чеховской «Чайки» Нина Заречная уезжает с Треплевым в этот город? — хотели снимать в местном драмтеатре, где по сюжету пьесы должна была работать Заречная. Но театр уже старенький, и нашего «нашествия» он бы не выдержал. В итоге мы нашли другое помещение. А улицы этого города как нельзя лучше подошли для того, чтобы передать настроение повести Куприна, действие которой происходит в маленьком провинциальном городке. Трудно было найти такую фактуру, ведь даже в глухой провинции все уже перестроено… Но Елец — это некий оазис, где сохранилась, законсервировалась эта атмосфера. В итоге улицы, дома, дороги в фильме выглядят, как в начале 20 века, когда происходит действие «Поединка». Андрей Малюков говорит, что классики привлекают режиссеров в первую очередь глубиной и объемностью своих мыслей. По мнению Андрея Игоревича, чтение литературы такого уровня позволяет по-новому взглянуть на окружающую действительность и человеческую природу. — Никита Михалков сейчас снимает фильм по рассказу Ивана Бунина «Солнечный удар», — говорит Малюков (премьера ожидается на международном кинофестивале во Владивостоке в сентябре 2014 года — «ВМ»). — Совсем недавно на канале «Россия-1» прошел сериал Владимира Хотиненко «Бесы» по роману Достоевского. Согласитесь, сегодняшняя мода на экранизацию русской классики — гораздо лучше, чем бесконечные сериалы про ментов… По мнению Андрея Игоревича, конкретную причину возникновения этой моды назвать невозможно. Запрос на классику возник в современной массовой культуре, как персонаж Булгакова — он просто «соткался в воздухе». — Эти новые зрительские предпочтения были чутко уловлены продюсерами. Ведь мы живем в эпоху «продюсерского кино»; что это такое, никто до конца не понимает, но фильмы теперь в основном заказывают режиссерам телевизионные продюсеры. И мы видим, как Первый канал обратился к серьезной литературе, к кинодраматургии, к историческим персонажам. Стало окончательно ясно: люди больше не хотят «жвачки». Зритель хочет смотреть серьезное, качественное кино, и это прекрасно. В основу сериала Первого канала, кроме трех заглавных повестей, легли рассказы и повести Куприна «Гранатовый браслет», «Без заглавия», «Святая любовь», «Телеграфист», «Система», «Молох», «Люция», «Путаница», «Юнкера», «Брегет», «Пиратка», «Штабс-капитан Рыбников». В фильме заняты известные российские актеры Михаил Пореченков, Антон Шагин, Екатерина Шпица, Светлана Ходченкова, Полина Агуреева, Максим Аверин, Анатолий Белый, Ирина Леонова, Наталья Егорова. |