Двадцать лет без любви

Официальная премьера картины Станислава Говорухина «Благословите женщину» намечена на 27 августа. В прокат она выйдет 4 сентября. Существует и четырехчасовая телеверсия картины, которая будет показана на канале ТВЦ, лицом которого является Станислав Говорухин.

Как ни относись к Говорухину-политику, правдолюбцу и ценителю общественной морали, все его парламентские достижения меркнут перед режиссерским гением. За Говорухиным нет ни одного позорного провала, и даже одиозный «Ворошиловский стрелок» пусть и сомнительных художественных достоинств, зато – серьезный повод для серьезного разговора. Что уж говорить о «Месте встречи…», уязвимые места в котором находит разве что сам режиссер. Говорухин самокритичен, а творцу это к лицу. Он говорит только о серьезном, при этом умело внедряя свои идеи и убеждения в крепкий и захватывающий сюжетный ряд. Зритель может соглашаться или сопротивляться, но ему, зрителю, не скучно. Говорухин любит ретро – там куда легче удержаться от прямолинейного пафоса вроде «так жить нельзя».

Действие фильма «Благословите женщину» разворачивается с 1935 по 1957 год. Россия за этот период переживает несколько войн, волну репрессий, различные экономические потрясения. Через все это вынужденно проходит благословленная режиссером женщина (Светлана Ходченкова), которой в начале повествования 18 лет. Она с первого взгляда влюбляется в роскошного офицера (Александр Балуев), который нарекает ее своей законной женой. Дальше жизнь ее складывается так несчастливо, что даже самый железный человек не вспомнит о сострадании к ближнему – черствый, каменный муж-тиран, постоянные гарнизоны, вечное одиночество, бездетность.

Она вроде бы и «из русского селенья», но не из тех, кто «коня на скаку…». Красивая, интеллигентная, такая израненная и все же понимающая и любящая, она та редкая героиня, которой искренне сочувствуешь и по-настоящему страдаешь от несправедливости жизни. И даже когда в финале картины Вера обретет любовь, зрителя передернет от того, что ее избранник опять окажется военным.

Не слишком нежный на вид, немногословный, неулыбчивый Говорухин в своем новом фильме предстает как человек очень сентиментальный и мечтательный. После своих брутальных фильмов про настоящих мужчин, которые защищают закон, пусть иногда и беззаконием, он берется за прекрасных женщин и мужчин, слишком далеких от идеала, раздраженных от собственной нереализованности.

В список снимавшихся в фильме актеров Станислав Говорухин почему-то себя не включил. И, скорее всего, не потому, что роль у него эпизодическая (московскую афишу украшает, к примеру, имя Максима Галкина, который появляется на экране секунд на 30 и играет корыстного мерзавца, пытающегося соблазнить зажиточную вдову), а скорее, из ложной скромности. А между тем именно Говорухин сыграл в картине единственного настоящего мужика, который произносит монолог про «Россию, которую мы потеряли». И хотя режиссер утверждает, что его актерское присутствие в картине – просто случайность, воспринимается это несколько по-иному, примерно так, как Никита Михалков в роли царя в «Сибирском цирюльнике».

Станислав Говорухин берет на себя здесь роль не вершителя судеб, а жертвы ситуации. Его герой – фигура трагическая. Бескомпромиссная борьба за правду и прямодушие нынче не в моде. Как не в моде и герои фильма «Благословите женщину» с их чувствами и трепетной наивностью. Тем не менее Говорухин снова снял отличное кино, которое, очевидно, станет одним из кинохитов сезона.

На правах рекламы:

УФ печать на стекле, ультрафиолетовая печать на стекле, прямая печать на стекле.. . УФ печать на стекле – это метод печати по стеклу, позволяющий переносить изображения высокого разрешения на стеклянные плоские изделия. Наш станок позволяет запечатывать методом ультрафиолетовой печати стекла размером до 2х3 метра. Для полного закрепления чернил на стеклянной поверхности используется так называемое праймирование – нанесение раствора праймера на стекло.