Кризисы жизненного пути

Все мы в процессе своего жизненного развития проходим определенные этапы, во время которых появляется что-то новое в нашем организме и в нашей личности. Переходы от одного этапа к другому сопровождаются так называемыми кризисами развития, т.е. моментами, когда в нас как бы «отмирает» нечто пройденное и возникает какое-нибудь полезное новообразование.

По мнению психологов, возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития личности.

Зная особенности каждого этапа жизни своей и своих близких, вы сможете легче справиться с трудностями, возникающими в такие моменты в межличностном общении и поведении.

Если вы будущая мама или уже имеете малыша, то будьте особенно внимательны ко всем поведенческим проявлениям вашего ребенка, которые касаются нижеописанных возрастов.

Кризис новорожденности

Это период жизни новорожденного малыша до 1 месяца. В это время происходит первичная адаптация ребенка к окружающему миру: ему довольно тяжело переходить из среды водной и темной на свет и воздух. У ребенка к моменту рождения оказываются достаточно развитыми слух, обоняние, тактильная, болевая и температурная чувствительность, но в связи со средой они пока настроены на другую волну.

Поэтому вы должны быть предельно аккуратны в выборе окружения для вашего малыша: не допускайте яркого света, громких звуков, обеспечьте мягкую и приятную для тела «одежду» (пеленки, одеяла).

В этот период происходит настройка ребенка на общение с взрослыми: в конце первого месяца появляется социальная улыбка, возникающая в ответ на обращение мамы или отца. Так что не скупитесь на разговоры с вашим маленьким человечком — он все видит и реагирует на ваши слова.

Кризис одного года

Ведущей деятельностью на данном этапе является ходьба. Как правило, к этому моменту малыш начинает учиться вставать на ноги и делать полноценные самостоятельные движения уже в вертикальном положении. Поэтому вы должны ему в этом всячески помогать и следить, чтобы он все делал правильно.

Второй момент — это появление зачаточной речи: в это время с ребенком надо разговаривать, стараться понять, что он хочет, как называет предметы, отвечать ему.

И третий момент — это первые признаки самостоятельных решений, т.е. ребенок может впервые начать капризничать, делать что-то по-своему, отказываться от ваших просьб. Очень важно при этом не наказывать ребенка, а разрешать ему предпринимать то, что он хочет, самому.

Для родителей, у которых дети постарше, нужно обращать особое внимание на следующие периоды развития.

Кризис трех лет

Первый признак этого кризиса — полный негативизм в поведении ребенка. При этом все его поступки идут вразрез с тем, что предлагают ему взрослые, т.е. ребенок не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, он отказывается выполнять любую просьбу родителей. В таком случае не настаивайте на своем и не ругайте малыша, а постарайтесь выяснить, почему он не хочет этого делать, приведите дополнительные аргументы, для чего это нужно. И попробуйте сделать так, чтобы ребенок как бы сам пришел к решению о том, что данное дело все-таки нужное.

Второй признак — упрямство. Это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. И делает он так только потому, что он так сказал и держится в этом «до последнего».

Постепенно появляется тенденция ребенка к самостоятельности: теперь он хочет все делать сам. В кризисный момент в этом возрасте формируется самосознание — поэтому надо позволять ребенку самостоятельно делать желаемое, если он говорит «я сам».

С этим связан симптом обесценивания: родители и другие взрослые на время перестают казаться ребенку авторитетами и помощниками. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться, может назвать маму или отца дураками. Не пугайтесь и не срывайтесь на него с жестокими наказаниями. Лучше всего выясните, почему он так сказал, жестко и серьезно объясните ему, что так говорить нельзя, и попросите извиниться.

Ко всему прочему в это время идет активное развитие мелкой моторики, поэтому давайте своему ребенку маленькие игрушки, простые конструкторы, старайтесь, чтобы он чаще что-нибудь собирал или строил руками.

Также для психики ребенка этого возраста характерна высокая зависимость от наглядной ситуации — показывайте пример в любых делах, но незаметно, чтобы ситуация для малыша а-ля «я сообразил сам» сохранялась.

Кризис семи лет

Ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. В это время идет борьба переживаний: с одной стороны он ведет себя, как раньше, т.е. свободно, так, как ему хочется, но с другой, начинает появляться первая самооценка, понимание своих действий. За счет такого дисбаланса ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше.

В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада. Ребенок может строить из себя шута, он еще не определился, как себя вести: как маленькому или по-взрослому. Не наказывайте детей за такое поведение, а предоставляйте все возможности, чтобы они почувствовали себя самостоятельными, советуйтесь с ними, попросите помочь вам в каком-нибудь вашем взрослом деле.

Затем постепенно происходит утрата детской непосредственности: в поступки ребенка привносится интеллектуальный момент, который вклинивается между эмоциональным переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

Таким образом, к окончанию критического момента существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.